Специфика
PR состоит также в том, что для достижения необходимого результата, она
должна носить комплексный характер. Другими словами, проведение
одного-двух мероприятий для СМИ или только написание и распространение
пресс-релизов не решат поставленных задач. Необходимо задействовать
«PR-mix», который должен состоять, как минимум, из 3 каналов
информирования и 3 форм продвижения. Соответственно, на конечный
результат будет влиять каждая составляющая PR-mix'а, и определить
«вклад» конкретного мероприятия или акции довольно сложно.
Список
проблемных вопросов в ходе определения эффективности PR-деятельности
компании довольно большой – начиная от постановки измеряемой цели и
заканчивая критериями оценки связей со СМИ.
Не
удивительно, что среди маркетологов да и самих пиар-специалистов
существует мнение о том, что определить эффективность PR крайне сложно и
даже невозможно. Есть даже грустная шутка: «Эффективность PR равна
сумме вложенных денег, умноженных на красноречие PR-агентства».
И
все же, методы измерения эффективности PR, которые позволяют четко
определить эффективность PR-деятельности компании или предприятия,
существуют. Речь в данной статье пойдет о PR-аудите.
PR-аудит
представляет собой исследование деятельности предприятия, компании,
организации в области PR по количественным и качественным критериям.
Именно PR-аудит позволяет перевести аморфные формулировки в конкретные
цифры. Это исследование является уникальным и позволяет объективно
оценить достижения компании/предприятия в области PR, причем выразить их
в цифрах и графиках.
Ценность
PR-аудита, прежде всего, состоит в том, что он выявляет сильные и
слабые места в PR-деятельности предприятия – на основе таких знаний
можно наметить пути реального усовершенствования деятельности в этой
важнейшей области. В ходе исследования PR-деятельность оценивается как
по отдельным направлениям, так и в комплексе, что позволяет
компании/предприятию выявить возможные «перекосы» в направлениях
PR-продвижения и исправить их. Очень важным итогом PR-аудита является
повышение уровня понимания важности, специфики и функций PR
руководством, топ-менеджментом тех подразделений компании, которые имеют
отношение к PR-деятельности.
Уточним,
что PR-аудит не является разновидностью маркетингового исследования –
это специальное исследование в области связей с общественностью, которое
учитывает специфику PR, нюансы и тонкости этой сферы на конкретных
рынках и в конкретных компаниях. PR-аудит проводят опытные специалисты –
консультанты в области PR со стажем не менее 5 лет. Поручать
исследование PR-деятельности маркетинговому бюро, которое не обладает
такими специалистами – большая ошибка.
При
этом, в ходе PR-аудита, как и любого исследования, используются
стандартные методы – кабинетные и полевые, количественные и качественные
исследования. К кабинетным, например, относятся анализ предоставленной
информации, контент-анализ СМИ. К полевым – анкетирование, опрос,
углубленные интервью и т.д.
PR-аудит
начинается с определения направлений исследования и разработки
критериев оценки, на основе чего разрабатываются анкеты, опросные листы,
определяется объем и сроки проведения аудита, а также формы отчетности.
Основными направлениями исследования, как правило, являются:
- Стратегия в области PR;
- Связи со СМИ;
- Антикризисный PR;
- Внутренний PR;
- Социальное лицо предприятия.
Окончательный
список направлений исследования зависит от специфики деятельности
конкретной компании, ее PR-истории и стратегических планов.
Непосредственно
исследование начинается с постановки целей, которые отражают
стратегические и тактические цели в области PR, а также приоритетные
направления PR-продвижения компании-клиента.
Вот один из примеров PR-аудита:
Цели исследования «PR-аудит»:
1. Выявить уровень развития связей со СМИ, определить сильные и слабые стороны этого направления работы компании.
2. Выявить эффективность PR-продвижения за прошедший год.
3. Оценить общий уровень развития PR в компании, соотнести полученные результаты с потенциальными возможностями компании.
4.
Оценить уровень понимания руководителями подразделений,
топ-менеджерами, высшим руководством и сотрудниками отдела PR роли и
функций деятельности по связям с общественностью.
5. Выявить направления, в которых ключевым сотрудникам необходимо получение дополнительных знаний и навыков.
Затем
консультанты получают от клиента «вторичную» информацию и материалы для
кабинетных исследований, например, базу СМИ, архив публикаций, список и
тексты пресс-релизов, направленных в СМИ за исследуемый период, список
проведенных PR-мероприятий, медиа-план PR-кампании и т.д. Анализ и
изучение предоствленной информации ложится в основу итогов исследования.
Но только кабинетными исследованиями при проведении PR-аудита не
обойтись.
Каждое
направление исследуется по целому ряду критериев. Например, направление
"Связи со СМИ", как правило, исследуется по таким критериям:
- Качество базы средств массовой информации.
- Количество релизов, подготовленных и распространенных в СМИ.
- Качество составления сообщений для СМИ.
- Количество проведенных мероприятий для СМИ/с участием СМИ.
- Уровень информационных поводов.
- Спектр контактов со СМИ.
- Планирование в сфере связей со СМИ.
- Качество архива и отчетности.
- Методы оценки эффективности связей со СМИ.
По
каждому критерию консультанты указывают плюсы и минусы и делают общие
выводы. И только на основе оценки всех критериев проводится оценка
уровня развития данного направления PR в компании.
Возможный перечень критериев оценки PR-деятельности компании может выглядеть и так:
1. Соответствие целей в области PR маркетинговым целям компании;
2. Наличие Стратегии в области PR;
3. Комплексный характер Программы PR-продвижения;
4. Правильность выбора целевых аудиторий общественности;
5. Эффективность используемых каналов информирования аудиторий;
6. Разнообразие используемых форм PR-продвижения;
7. Соответствие бюджета поставленным целям в области PR;
8. Постоянство и профессионализм поддержки связей со СМИ;
9. Развитие внутреннего PR;
10. Готовность к кризисным ситуациям в области PR;
11. Степень лояльности клиентов компании;
12. Плановость PR-деятельности;
13. Понимание роли PR для развития организации;
14. Мониторинг информационной среды;
15. Информационная открытость компании для общественности.
На
основе критериев разрабатывается перечень основных вопросов анкеты, на
основе которой проводится опрос ключевого персонала компании. Часто
разрабатывается также список дополнительных (вспомогательных вопросов) к
каждому основному – в целях получения более качественного, правдивого и
осознанного ответа на основной вопрос. Ответ на каждый основной вопрос
оценивается по 10-балльной шкале, ответы на вспомогательные вопросы
просто фиксируются в анкете. При наличии вспомогательных вопросов речь,
по сути, идет об углубленном интервью.
Опрос
(анкетирование) может проводиться не только среди сотрудников компании,
но и, при необходимости и целесообразности, среди партнеров (например,
дилеров), клиентов (чаще всего – корпоративных) и даже представителей
СМИ.
В
ходе PR-аудита используется методика «роза PR- аудит» (разработана
А.В.Курбаном, сам термин PR-аудит был, в частности, предложен
В.Г.Королько) с получением графических изображений данных, полученных в
ходе опроса. Итоговые графики строятся на основе оценок, которые
«поставили» сами участники опроса различным направлениям PR своей
компании. Кроме того, свои оценки выставляют консультанты.
Тип
(лепестковая диаграмма) и структура графика (каждому критерию
соответствует ось, а уровню развития данного направления – значение на
оси) позволяет наглядно увидеть – насколько комплексно, равномерно и
эффективно ведется PR-деятельность компании. Если «роза» хорошо
«распустилась» – уровень развития PR в компании выше среднего или
высокий. Если «роза растрепанная», то есть ее «лепестки» неодинаковые –
это свидетельствует о том, что направления PR развиты неоднородно,
существуют перекосы в PR-деятельности и некоторым направлениям не
уделяется должного внимания.
Также
есть возможность сравнить между собой «розы» отдельных сотрудников,
результирующую «розу» сотрудников компании и консультанта, «розы»
ключевых топ-менеджеров (например, руководителя и начальника отдела
маркетинга). Это сравнение тоже может дать много полезной информации, в
частности, о степени взаимодействия менеджеров между собой, о схожести
их понимания PR компании.
Уровень
развития PR на предприятии определяется в процентном соотношении по
формуле Шера – на основе результирующего графика сотрудников компании,
результирующего графика консультантов. Эти графики также можно и нужно
сравнить между собой. Если показатель развития PR в компании/на
предприятии составляет меньше 30% – стоит спросить: «А существует ли в
компании PR вообще?». Показатель от 50 до 70% является средним, 80 и
более процентов – высоким.
Впрочем,
сама по себе эта цифра не показательна – как и любые результаты
исследования, взятые отдельно сами по себе. Например, общий уровень
развития может составлять 80%, при этом результаты свидетельствуют о
том, что реально развито только 3 из необходимых 7 направлений
PR-деятельности.
По
итогам аудита выдаются рекомендации. Например, в результате PR-аудита
компании/предприятию может быть рекомендовано усилить информационные
поводы, расширить базу СМИ, пересмотреть аудитории общественности, с
целью более целевого воздействия. Консультанты также дадут конкретные
рекомендации по расширению спектра форм и видов продвижения, функциям и
полномочиям сотрудников PR-отдела, совершенствованию исходящих и
внутренних информационных потоков компании.
PR-аудит
часто становится отправной точкой для проведения серии
семинаров-тренингов для ключевого персонала компании – с целью
корректировки проблемных мест. Это могут быть семинары на такие темы:
· «Эффективные связи со СМИ»;
· «Усиление информационных поводов»;
· «Создание сообщений для СМИ»;
· «Как разработать комплексную программу PR-продвижения»;
· «Антикризисный PR»;
· «Формирование социального лица предприятия»;
· «Оценка эффективности PR-деятельности»;
· И другие.
Тренинг
или серия тренингов позволяют поднять уровень PR-деятельности, сделать
его понятным и прозрачным для всех сотрудников, которые имеют отношение к
PR в данной компании. К слову сказать, это не только начальник отдела
маркетинга, маркетологи, PR-директор или PR-менеджеры. В состав
слушателей тренинга нужно включить начальников отделов, менеджеров,
которые непосредственно контактируют с сотрудниками PR-отдела по рабочим
вопросам, а также руководителей 1 или 2 уровня. Результаты такого
подхода впечатляют. Например, руководители после тренингов четко
понимают, по каким критериям нужно оценивать работу PR-отдела, как
планировать бюджет, какие формы отчетности требовать, начальники отделов
– насколько важно вовремя предоставлять информацию для пресс-релизов,
PR-менеджеры – как правильно планировать PR-кампанию, организовывать
мероприятия для СМИ, усилить информационный повод и т.д. И главное – все
участники обучающих тренингов начинают по-новому воспринимать важность и
роль PR для успешного развития компании, понимать специфику
PR-деятельности и ее исключительную полезность для любого предприятия,
компании, организации.
Проводя
PR-аудит регулярно (1 раз в год, полтора, два), компания имеет
возможность получать независимую оценку, совершенствовать свою работу в
области PR, оценить динамику развития PR-деятельности, эффективность
работы сотрудников, занятых PR-продвижением. А это означает, что такая
мощная и эффективная технология как PR будет использоваться компанией в
полной мере, что в свою очередь позволит достичь впечатляющих
результатов на рынке – путем формирования устойчивой положительной
репутации компании и ее продукции, доверия со стороны потребителей,
партнеров и всей общественности.